Современные достижения научно-технического прогресса плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Изменения происходят во всех сферах жизни: в быту, общении, образовании, работе. Сложно представить, как сегодня можно обойтись без мобильного телефона, планшета, смарт-часов, без компьютеров с программным обеспечением для работы или просто для развлечения. Изменения произошли и в образовательной среде — появились интерактивные доски, смарт-столы и многое другое.
Как в эпоху цифровизации воспитать детей, творчески активных, думающих и способных к конструкторскому мышлению? Мультимедийный программно-методический комплекс «Фантазеры» (разработчик — издательство «Новый Диск») создан для развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель создания комплекса «Фантазеры» — соединение современных технологий с традиционными формами работы с детьми, формирование целостного восприятия мира: виртуального и реального. Работа с детьми происходит в едином цикле: создание замысла — воплощение своими руками (придумал, сконструировал, распечатал, склеил).
Структура программы позволяет успешно использовать ее в разных формах организации деятельности детей (групповая, фронтальная индивидуальная работа). Программа ориентирована на работу в системе образовательных учреждений для организации таких видов деятельности, как моделирование и конструирование (создание образов, сюжетов, моделей объектов окружающего мира), аппликация, а также на организацию художественно-декоративной, культурно-досуговой деятельности. Программа содержит три уровня сложности в зависимости от возраста и степени подготовленности детей к такой работе.
Экспериментально доказано: использование программы благоприятно влияет на формирование умения планировать свою работу, ориентируясь на результат.
Программа состоит из пяти интерактивных мастерских:
- «Сказки природы» — конструктор для работы из природного материала;
- «Цветочная фантазия» — конструктор для работы из цветочного материала;
- «Строитель-архитектор» — конструктор для работы из строительного материала;
- «Художник» — конструктор для работы из элементов народных промыслов;
- «Театр из бумаги» — конструктор для создания театра кукол.
Каждая из мастерских представляет собой самостоятельную творческую, познавательную, развивающую среду, в которой ребенок может воплотить свои фантазии в реальность, например придумать сказку, создать героев и декорации и показать спектакль друзьям. Навигация внутри каждого пособия осуществляется с помощью доступного интерфейса. Ребенок без труда может выбрать в меню раздел и получить возможность работать с программой.
Мастерские имеют общий интерфейс и набор функций и действий: палитра для изменения цвета, изменение пространственного ракурса предмета, увеличение (уменьшение) его размера, удаление предмета из рабочей зоны, изменение взаиморасположения объектов в рабочей зоне, сохранение работ для последующего открытия и обработки, наличие примерных образцов работ. Такой прием организован разработчиками в целях обеспечения удобного доступа и пользования предлагаемым материалом.
Пособие содержит методические рекомендации, предлагающие различные варианты его использования, также описаны критерии оценки эффективности использования программы, предложены таблицы соответствия содержания программы образовательным программам дошкольного, младшего школьного и дополнительного образования.