Пластилиновая анимация для дошкольников

157
4 минуты
Пластилиновая анимация для дошкольников

Содержание

1. Почему пластилин?
  1. Сценарий.
  2. Фон.
  3. Раскадровка.
  4. Действующие лица.
  5. Съемка.
  6. Монтаж.

Занятия с пластилином часто используются в ДОУ, они способствуют художественно-эстетическому развитию детей разного возраста. А пластилиновая анимация чрезвычайно увлекательна, помогает творческому развитию детей, формирует их воображение, мелкую моторику и речь. Детская писательница и резидент «Университета детства» Василиса Кошкина рассказывает, как создать с ребятами собственный пластилиновый мультфильм.

Почему пластилин?

Пластилин хорош тем, что он совершенно «нестрашный»: любую ошибку можно исправить, а любую фантазию воплотить. Занятия с пластилином доступны абсолютно всем, включая детей с задержкой развития и даже инвалидностью.

Занятия обычно рассчитаны на 40 минут-час, но детям так нравится анимация, что стоит иметь в запасе минимум три.

Работа над собственным мультфильмом проходит в несколько этапов, где одинакова важна вовлеченность детей и взрослых.

1. Сценарий.

В основу сценария может лечь история, которую придумают сами дети. В зависимости от возраста исполнителей она может быть совсем простой и короткой: например, жил да был червячок, пополз по полянке, нашёл цветочек — кульминация и финал. Или сложной и подлиннее, с большим количеством персонажей, побочными сюжетными линиями, разнообразием движений и даже несколькими местами действия.

Но не обязательно придумывать история самостоятельно, ведь полным-полно готовых. Так, например, можно проиллюстрировать с помощью анимации любимую сказку или стихотворение.

2. Фон.

Когда сюжет выбран, определяемся с фонами. Его лучше делать не из бумаги, а из картона. Это может быть обычный цветной картон. Стандартный фон — зеленая трава, голубое небо. Но гораздо красивее, если фон тоже вылеплен из пластилина. : Для этого пластилин размазывается по картону. Тогда фон получается объемным, рельефным, можно клеить дополнительные элементы — цветы, листочки.

Если история происходит в нескольких локациях, можно сразу заготовить несколько фонов: например, лужайка, дом, замок. Иногда дети делают фоны на несколько времен года.

3. Раскадровка.

Без этого этапа, конечно, можно обойтись, но есть риск, что отсутствие плана сыграет с исполнителями злую шутку. Дети просто растеряются, и кадры мультфильма получатся бессвязными, а сама история будет обрывистой и нескладной.

Сделать раскадровку не так уж сложно, но это гораздо более профессиональный подход к анимации. Карандашом лист бумаги делится на несколько квадратов — это предполагаемые кадры. В них зарисовываем или записываем, как каждый кадр должен выглядеть — конкретно, по действиям.

Совет: На этом этапе нужно принять решение, что в кадре будет двигаться. От этого зависит, какие и сколько заготовок персонажей нужно будет подготовить.

4. Действующие лица.

На основании предыдущего этапа делаем заготовки персонажей. Если в кадре должны расцветать цветы, делаем несколько заготовок и раскладываем каждую на отдельном листочке:

  • закрытые лепестки,
  • чуть приоткрытые,
  • лепестки, приоткрытые сильнее,
  • цветок.

Если у героя меняется выражение лица, то также делается несколько заготовок: спокойное выражение,

  • полуулыбка,
  • улыбка пошире,
  • смех.

Для младшего дошкольного возраста можно избегать таких сложных задач.

Важно: размазывать героев по бумаге или картону нельзя! Как только это происходит, персонаж становится фоном, и дальнейшие действия с ним невозможны. Дети должны это понимать.

Для героев очень важна функциональность. Если по сюжету герой должен исполнить какую-то функцию, то он должен быть способен на это: например, чтобы достать фрукт с вершины дерева, нужны длинные руки.

5. Съемка.

Непосредственно съемка — задача взрослых, для этого нужно обладать кое-каким опытом и простейшими техническими знаниями. На каждое перемещение персонажа в пространстве, действие требуется сделать определенное количество кадров, чтобы оно смотрелось интересно и правдоподобно.

Снимки можно делать на обычный телефон. Чтобы рука не дрожала в кадре, лучше использовать штатив со специальной подсветкой.

Совет: нужно обязательно продумать, как персонажи появляются в кадре. Если это волшебная сказка, они, конечно, могут взяться из ниоткуда. Но лучше и естественнее, если появление будет постепенным: сначала в кадре появляется герой на пару миллиметров (фото), затем еще на пару миллиметров (снова фото), так, постепенно, он доходит до середины листа. Для серьезного покадрового появления иногда требуется больше 20 снимков, но на начальных этапах достаточно обойтись и пятью-шестью.

Нужно заранее очистить память телефона или фотоаппарата, чтобы не было ситуации разочарования, когда памяти на мультфильм не хватило. Для этого нужно иметь в виду, что на минутный ролик уходит порядка 500-600 кадров.

Совет: желательно закрепить картонку с фоном на скотч или на пластилин. Стол, на котором идет работа, также должен быть очень устойчивым. Это позволит избежать некрасивых помарок при съемке и последующем монтаже.

6. Монтаж.

Для целей пластилиновой анимации подойдут простые программы по монтажу. Всё, что нужно сделать, — объединить кадры в видео.

Совет: не стоит использовать для показов режим слайдов. Это смотрится обрывисто и некрасиво. Лучше смонтировать настоящий ролик.

Промежутки между кадрами при монтаже нужно сократить до минимума. А вот сами кадры не стоит листать слишком быстро, вполне нормально показывать каждый примерно 2-3 секунды.

Важно убрать между фотографиями все переходы. По желанию можно добавить музыку, озвучку или субтитры.

Мультфильм готов!

 

Панкратова Анастасия

Фото: istockphoto.com

Хочу получать новые статьи на свою почту
  • Комментарии
Загрузка комментариев...