Содержание
Что же такое квест?
Почему квест — не то же, что «кругосветка»?
Кто придумал использовать квесты в обучении?
Виды квестов
Принципы квеста
Как создать и провести с детьми квест?
Современная педагогика уже признала игры в формате квеста одной из самых прогрессивных образовательных технологий. Они стимулируют инициативность и познавательную активность детей, их желание самостоятельно узнавать новое и приобретать навыки. Зародившиеся в компьютерной среде, квесты постепенно вышли в реальность и стали частью образовательного процесса.
Педагог из Братска - Инесса Кочубей - внедрила квесты в свою работу, и убеждена, что такая форма игр позволяет детям приобретать новые знания и навыки легко и с интересом. «Квесты вызывают бурю положительных эмоций, пробуждают в игроках инициативность, учат искать нестандартные решения», - говорит Инесса.
В Большой советской энциклопедии отмечено: «Игра — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе».
В статье «Квест как современный педагогический прием в старшем дошкольном возрасте» С.П. Костюкова из журнала «Молодой ученый» (2019 № 2 (240)) указано, что через игру педагог помогает ребенку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.
Что же такое квест?
Квест — это игра, для прохождения которой требуется решить цепочку логических задач. Игроки решают головоломки, ищут предметы (например, ключи, части пазлов) и подсказки для перехода к последующим заданиям. Квесты могут быть командными и индивидуальными, проходить в помещении и на улице.
В образовательном процессе квест — и развлечение, и вид исследовательской деятельности. Чтобы решить логические задачи, участники должны использовать не только уже полученные знания, но и по ходу сюжета приобретать новые навыки, искать нестандартные решения.
«В квесты с удовольствием играют как самые маленькие детки, так и ребята постарше, и даже их родители, — рассказывает Инесса Кочубей. — Особенно азартно и весело они проходят, когда мы устраиваем соревнования между командами детей и родителей. А знания, полученные через положительные эмоции, дети усваивают гораздо лучше».
Почему квест — не то же, что «кругосветка»?
В «кругосветках» и викторинах также есть элемент соревновательности, а участники применяют имеющиеся и получают новые знания (когда узнают правильный ответ на вопрос). Однако в таких играх можно выигрывать или проигрывать этапы, а победитель всей игры определяется по количеству набранных баллов. Квест же нельзя пройти, если участники не выполнили задание на каком-либо этапе.
Кто придумал использовать квесты в обучении?
Термин «квест» ввел в педагогику в 1995 году Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Он назвал такой способ обучения когнитивным процессом конструирования, а не просто приобретением знаний.
В основе идеи лежат два образовательных принципа:
1. Когнитивный конструктивизм, требовательный метод исследования обучения Жана Пиадже, швейцарского психолога и философа XX в. известного работами по изучению психологии детей, создателя теории когнитивного развития.
2. Социальный конструктивизм с акцентом на теорию социального взаимодействия и зону ближайшего развития Льва Выготского, русского психолога начала XX в., который связал психологию с педагогикой.
Виды квестов
Линейный, когда игроки последовательно решают задачи, переходя от одного этапа к другому. Примеры этапов: разгадали загадку — нашли загаданный в ней предмет — в нем или под ним нашли ключик — на следующем этапе применили его, чтобы открыть дверь — нашли там следующее задание , и т.д. В качестве заданий может быть и проведение простого научного эксперимента, чтобы получить следующую подсказку.
Круговой квест. Участники могут начать игру с любого задания и пройти его в произвольной последовательности. Этот вид игры используется для соревнований между командами, когда каждая начинает игру из своей точки и двигается по своему маршруту в рамках сценария.
Штурмовой квест. Игроки выполняют задания в любом порядке ради одной, главной цели. Например, решая задачи и выполняя задания на разных этапах, они должны собрать определенное количество ключей, чтобы в итоге открыть одну дверь.
Принципы квеста:
• Доступность. Тема, задания и инструменты их решения должны соответствовать возрасту и уровню подготовки игроков.
• Последовательность. Логика игры должна быть интуитивно понятной.
• Эмоциональность. Выполнение заданий сопряжено со смехом, страхом, адреналином, например, из-за ограничений по времени.
• Рациональность по времени. Выполнение задания не должно быть слишком затянуто.
• Разнообразие деятельности. Чередование задач на интеллект, смекалку и выносливость.
• Безопасность. Задания не должны нести угрозу жизни и здоровью участников, а также имуществу.
• Видимый результат. Игроки должны четко понимать, что задание выполнено и можно переходить к следующему или завершить игру.
Как создать и провести с детьми квест?
Шаг 1. Определите тему квеста. Задания в игре могут быть посвящены какому-то празднику или сказкам.
Шаг 2. Придумайте сюжет игры. Например, выберите героя, которого необходимо освободить из плена. Можно использовать сюжет известной сказки, например, «Колобок».
Шаг 3. Придумайте задания, выполняя которые участники будут проходить этап за этапом.
Шаг 4. Соберите необходимый реквизит: записки с заданиями, мини-игры, головоломки, предметы, которые будут собирать в процессе прохождения квеста игроки. Предварительно разместите их на выбранной локации, но незаметно для участников игры.
Шаг 5. Продумайте подсказки.
Педагог только координирует игру, но не участвует в ней. В финале игроки могут получить заслуженные призы.
Котова Анна
Фото автора Kindel Media: Pexels