Дети обожают смотреть мультики. Однако, педагоги и родители обеспокоены содержанием современных мультипликационных фильмов и стараются ограничивать детей в просмотре. Найти заслуживающие внимания мультфильмы довольно легко. Достаточно посмотреть итоги анимационных фестивалей.
Какие мультфильмы выбирать?
Каждый год в Суздале проходит Открытый российский фестиваль анимационного кино. На его сайте есть исчерпывающая информацию о лучших мультфильмах года по мнению кинокритиков.
Современная российская анимация предлагает достаточно интересных мультфильмов, где в основе сюжета лежит тема сохранения национальных культурных ценностей, духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей. Хочется отметить такие мультфильмы, как: «Гора самоцветов», «Колыбельные мира», «Круглый год», «Зверюшки-добрюшки» и др.
Богатый воспитательный ресурс представляет собой советская мультипликация. Не оставляйте без внимания фильмы Юрия Норштейна, Льва Минчина, Ивана Иванова-Вано и других величайших советских режиссеров.
Неслучайно, что после успеха мультфильма «Снежная королева» Льва Атаманова на Каннском кинофестивале 1957 года, Папа Римский призвал зрителей смотреть советские мультфильмы как «самые добрые и гуманные в мире».
Какую деятельность организовать вокруг мультфильма?
Конечно же, игру! Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Анимация, как никакой другой вид искусства, близка к игре. В ней присутствует связь образа, слова и символа, ролевая насыщенность, занимательность. Современные дети мало двигаются, больше смотрят в экран, значит можно организовать вокруг мультфильма интегрированную деятельность, где будет смена видов деятельности, в том числе и двигательная активность.
На занятиях МультТеатра «Добрый мультик» в нашем детском саду, после просмотра мультфильмов, мы с детьми исполняем роли Зрителя, Актера и Художника. Раскрою суть игры на примере мультфильмов «Зверюшки-добрюшки». Главные герои мультфильма - Поросёнок, Медвежонок, Лосёнок, Лягушонок, Ослик, Цыплёнок, Сова, Дятел и Зайцы. Персонажи мультфильма, как дети, познают мир и открывают для себя простые и сложные понятия: красота, душа, природа, дружба, жалость, сострадание, веселье, забота о ближних, часть и целое и др. Они думают, поступают и действуют именно так, как это делают дети. Порой они грустные, порой – смешные или серьезные до смешного, рассудительные и забавные.
В роли «Зрителя» дети не просто смотрят мультик, а смотрят осознанно и внимательно, интеллектуально развиваясь, а затем обсуждают увиденное, тем самым, развивая речь, мышление, воображение и память.
В роли «Актера» дети проживают мультфильм уже через кинестетику, изображая героев, их характеры, настроение и пр. Чаще всего «актерами» становятся только руки. Оказывается, руки могут превратиться во что угодно, только нужно пофантазировать! Вот мы встали, потянулись… и мы уже – деревья, а руки – гибкие, упругие веточки. Так, Мишка в эпизоде «Верба» подсказывает нам движения, радуясь первому весеннему цветению: «Смотрите, веселая верба решилась, она выставила на солнце свои почки-пальчики!». А вот из кулачка-почки распускается первый весенний листочек-ладошка в «Великом молчании». В эпизоде «Знакомство», руки рисуют в воздухе облака «музыкальными», волнистыми линиями. В эпизоде «Щука», ладошки грациозно выпрыгивают рыбками из проруби. Весной настало «Половодье», и руки – подвижные, гибкие волны. В эпизоде «Кедры» они исполняют две разные роли, одна – нежный ландыш (загибаем пальчики-цветочки), другая – ветка кедра с длинными иголками. Два героя – две руки - разговаривают, склоняясь друг к другу, что придает театрализации психологический оттенок. В эпизоде «Облачковое молочко» Лягушонок брызгает дождиком на поникшие от жары цветы, а мы с детьми изображаем это руками-стебельками: пальчики-лепестки грустно «завяли», а напившись, они оживают и открываются под каплями дождика. Можно поиграть в садовника (взрослый), который поливает завядшие цветы (дети).
Такие мини-театрализации, пусть лишь руками, не только помогают ребёнку развиваться физически (гибкость, умение владеть своими руками, пальцами), но и почувствовать себя частью природы, сформировать к ней чуткое, внимательное, бережное, уважительное отношение.
В роли «Художников» проигрываем с детьми ситуацию из мультика в художественно-эстетической деятельности. Это могут быть любые художественные техники – акварель, гуашь, пластилин, аппликация, смешанные техники. В нашем случае – это песочные столы и рисование на песке. Такая деятельность развивает мелкую моторику, а с ней – память, внимание, мышление, речь ребёнка.
Предложенные роли помогают ребенку стать «замечательным» зрителем , научиться подмечать, быть внимательным, получить первые навыки зрительской культуры. Становясь актером, дети осваивают ситуацию из мультфильма, пропустив ее через свое тело, получают первые навыки актерского мастерства.
Через игру, фантазию и творчество ребенок гармонично и естественно развивается, приобретет первичный социальный опыт, учится рассуждать, становится чутким и внимательным к окружающему миру.
Ирина Брежнева,
педагог дополнительного образования МАДОУ № 5, руководитель интерактивного песочного МультТеатра «Добрый мультик», преподаватель кафедры ГиХ-ЭД КРИПКиПРО, г. Кемерово