Психолог Елена Смирнова вместе с одной из своих учениц однажды поставила такой эксперимент над младенцем. Эксперимент по очеловечиванию. Жесткий эксперимент.
Дом ребенка, дети в нем испытывают острейший дефицит жизненно важного – непосредственно-эмоционального общения со взрослым (как это называла М.И. Лисина, классик психологии младенчества и раннего детства). Патронажная сестра еле справляется с «уходом-присмотром» за десятками переданных в учреждение (в основном, брошенных живыми родителями) малышей.
И вот к психологу-экспериментатору приносят младенца. На столе у психолога разные игрушки, а среди них – белая машинка. Психолог берет машинку и начинает демонстрировать ему ее возможности – возит по столу, показывает, как крутятся колесики, предлагает малышу самому попробовать, что можно делать с машинкой. Все это сопровождается улыбками, теплым разговором, словесной поддержкой, нежными прикосновениями больших рук к маленьким ручонкам, которые учатся у больших премудростям манипуляций с машинкой. Это – событие для малыша, с ним никто из взрослых еще не вступал в такие отношения. И машинка – уже не просто предмет совместных манипуляций, а повод для общения. Точнее – настолько предмет, насколько повод.
Через пару недель – новая встреча. Те же участники, тот же стол, та же белая машинка. Но психолог берет другие игрушки. И тоже что-то демонстрирует малышу, но занимает при этом отстраненную, нейтральную позицию. Ни улыбок, ни ласковых слов, просто показ. Ребенок в растерянности. И вдруг он со всей силы бьет кулачком по столу, рядом с машинкой. Машинка летит на пол. Буквально знаковый удар.
Если хотите – протест против «бесчеловечности» ситуации. И попытка обратить внимание взрослого на то, что тогда сблизило по-человечески. Вернуть ситуацию человеческого сближения, продолжить то общение. Другие игрушки, судя по всему, для этого непригодны. Вот окажется в твоих взрослых руках белая машинка и снова произойдет то чудо… Стань же человеком!
В белой машинке младенец «видит» того человека. И это - проблеск воображения. Еще до возникновения игры, с которой рождается воображение в дошкольном возрасте.
Вообще, «видеть людей» без воображения довольно трудно. Человека в ином случае можно только «вообразить».
Еще один пример. В целях введения понятия «точка» на уроках математики в первом классе по программе «Школа диалога культур» педагог С.Ю. Курганов использовал простое задание, которым я решил воспользоваться. Правда, вынес его за рамки математического содержания, видоизменил и из школьной математики перенес на дошкольную физкультуру, в старшую группу.
В разных странах я предлагал детям и взрослым (студентам, педагогам, практическим психологам) собраться в одном месте, но так, чтобы это было выполнено быстро и слаженно, а со стороны выглядело красиво. Сразу скажу: дети справлялись с ним лучше. А взрослые больше напоминали детей, как мы привыкли их видеть «в массе». Толкаясь и шумя, пытались хаотично сбиваться в кучи. «Броуновское движение».
Но среди тех и других (среди детей, как я отметил, чаще) находились единицы, кто предлагал вначале пометить место сбора – положить игрушку, сумку и т.п., а затем спокойно, без суеты собраться вокруг него.
В одном финском университете студенты, видимо, «западая» на последнее слово «красиво», объединялись в пары и бесшумно подтанцовывали друг к другу. Подтанцовывать получалось, а собраться – нет.
Очевидно, что единицы и большинство решали разные задачи. Большинство – задачу на выполнение действия, единицы – на координацию действий. Не на исполнение, а на управление. Хитрость здесь в том, что решить первую можно только через решение второй. «Собраться вместе» – требование непосильное для одного человека, если каждый будет решать задачу «исполнительным» способом. Но вот кто-то помечает место – «изобретает» знак. А знак – типичный «объект», точнее, «агент» культуры. Место обозначено игрушкой или любым другим предметом, вокруг него еще никто не собрался, но «исполнительская» задача фактически решена «в общем и целом». Для того, чтобы соблюсти ее условия остается только подойти.
Тот, кто обозначает место сбора, видит ситуацию глазами всех ее участников, с позиций каждого из них. И не надо подставлять себя на место Маши, Пети, Даши – достаточно положить игрушку. Тогда и у Маши, и у Пети, и у Даши сразу возникает такой же широкий взгляд на ситуацию. И они смогут увидеть друг друга в этой ситуации. Увидеть себя самих друг в друге. Смотреть на ситуацию с позиций разных людей, в пределе – всего человеческого рода, чтобы скоординировать эти позиции в реальности, позволяет воображение.
Среди игрушек место сбора могло быть помечено и белой машинкой.