Содержание
1. О театральных практиках
2. О том, как организовать театральную работу
Родители стараются с ранних лет прививать детям любовь к прекрасному. Поэтому на детских постановках в театре всегда полный зал. Но дошкольники могут быть не только зрителями, а активными участниками театрального процесса.
Детская писательница Василиса Кошкина и Елена Котова, заведующий ЧДОУ детский сад «Колокольчик», рассказывают, как превратить театр в инструмент воспитания и творческого развития детей.
О театральных практиках
По мнению Елены Котовой, сегодня одними и самых важных качеств человека становятся креативность и организаторские способности. Развитию и того, и другого может способствовать театральная деятельность.
Для детей театр — это, прежде всего, веселая и интересная игра. Каждый ребенок получает в ней ценные социальные навыки:
-
взаимодействие с другими;
-
умение стоять на своем;
-
самопрезентация;
-
умение планировать, договариваться и решать конфликты;
-
понимание эмоций и управление ими;
-
способность среди разных идей находить самое творческое решение.
Не все дети, которым в детстве приходилось участвовать в спектаклях, станут знаменитыми актерами и режиссерами, но ни для одного из них этот опыт не пройдет даром и послужит художественно-эстетическому развитию.
В своей практике Елена использует интерактивный мини-театр. В нем все устроено, как в настоящем — кулисы, освещение, сцена, персонажи. Дети сами проводят всю подготовительную работу: рисуют или изготавливают декорации и персонажей, придумывают сценарий или выбирают уже знакомый сказочный сюжет.
«Ежегодно мы представляем на настоящей сцене Ярославского государственного театра кукол театральные постановки с участием всех детей нашего сада. Это целый проект, который начинается задолго до его реализации. Обсуждается тема, сюжет, декорации, исполнители, программки. Эмоции и переживания, полученные в ходе такой совместной, активной творческой работы, оставляются в сердцах у всех участников проекта надолго», — рассказывает Елена.
В ходе общения с профессионалами театра и совместного творческого труда дети получают ни с чем не сравнимый опыт в различных сферах творчества:
-
художественном;
-
музыкально-игровом;
-
танцевальном;
-
сценическом;
-
певческом.
Театральная деятельность помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, увлечь и заинтересовать творчеством.
О том, как организовать театральную работу
Василиса Кошкина, автор многих детских книг и пьес, считает, что основой для театральной постановки может стать всё, что угодно. Обычно на своих занятиях с детьми она советует достать содержимое карманов и придумать историю, опираясь на имеющиеся предметы. Показ спектакля может быть импровизированным, но всё же лучше немного подготовиться, особенно если планируется показать постановку невовлеченным зрителям, например, родителям.
1. Подготовительный этап.
Спектакли Василисы делаются из подручных средств — это очень удобно, потому что снимает необходимость готовить костюмы и реквизит. В спектакле, в зависимости от фантазии играющих, крышки от кастрюли становятся грозовой тучей и громом, покрывало превращается в лужайку, ковёр-самолёт, море или пещеру, а карандаш — просто идеальная волшебная палочка.
2. Основная сюжетная линия.
Развитие сюжета движется по принципу «что было, что случилось и что получилось». Персонажи истории сталкиваются с неким исходным событием, это заставляет их предпринять ряд действий, чтобы, в конечном итоге, разрешить ситуацию самым благоприятным для всех образом.
Так, в одной из ее историй мальчика Вовку родители выпроваживают во двор, потому что он слишком увлечен компьютерными играми. Он встречает девочку Киру, великолепную фантазерку. Девочка дает ему пуговицу, но это не просто пуговица, а Пуговица-принцесса. Она случайно укатилась так далеко от дома, что теперь не знает, как вернуться назад.
Принцесса Пуговка встречает Носок, рыцаря, который поможет ей найти дорогу и миновать все препятствия на пути. Например, преодолеть море (покрывало) на специальном королевском судне (мамина туфля).
Как видно из сценария, ничего необычного для постановки не требуется. Только детская фантазия и имеющийся «сказочный» опыт.
3. Персонажи и их истории.
Для того, чтобы показ спектакля прошел успешно, персонажей нужно «прописать». Для этого дети должны рассказать историю от начала и до конца, продумать основные сюжетные повороты, кульминацию и развязку.
Совет: В процессе важно не перебивать детей и не пресекать их инициативы, даже если их решения ведут историю в тупик. Стоит дать им возможность самим «вырулить». Например, если дети в самом начале предлагают схему, в которой главный герой погибает, нужно объяснить им, что на этом сказка, по идее, должна закончиться. И если это не было их планом, то нужно срочно изменить решение или придумать сюжетный ход, который всё исправит.
Не стоит ограничивать детей в их суждениях и навязывать им свою точку зрения. Нужно, чтобы они сами ее поменяли. Всех ребят важно выслушать, даже если сюжет агрессивен или неприемлем (что бывает при работе с современными детьми). Нужно наводящими вопросами помочь им справиться с соблазном сделать спектакль несмотрибельным. Например, уточнить: «А кто твой зритель? Кто будет это смотреть?» и попробовать убедить детей, что зрителям должно быть на показе комфортно и интересно.
Совет: если подготовительная работа по созданию спектакля пугает своей многозадачностью и комплексностью, можно прибегнуть к уже готовым решениям. Одним из них является использование готовых театральных наборов — пальчиковый театр, театр би-ба-бо. Обычно они продаются наборами, в которых уже есть сюжетная линия и все персонажи. Нередко даже декорации. Польза от таких занятий всё равно будет, потому что дети никогда не придерживаются четкого сценария и всегда дополняют сюжетную линию плодами своей фантазии.
Фото: istockphoto.com