Почему дети любят рисовать на мольберте? Они чувствуют себя, как настоящие художники: свободно передвигаются перед своим «станком», видят натуру, воспринимают изображение без искажений точки зрения. Мольберт чудесным образом объединяет творца и его произведение…
А если мольберт прозрачный, например, стеклянный? Такой мольберт придумал Сальвадор Дали и приводил зрителей в неописуемый восторг, создавая творение «Ansikte mot ansikte» — лицом к лицу.
Креативная идея Сальвадора Дали воплотилась в педагогике искусства, благодаря разработкам современных производителей учебного оборудования, например, оборудование компании Эдустронг, предложившего детским садам, начальное школе и дополнительному художественному образованию стеклянный мольберт двух видов – станковый напольный и настольный.
Пришло время выявить педагогический потенциал стеклянного мольберта. На сегодняшний день хорошо разработаны методические аспекты, связанные с расширением возможностей педагога в демонстрации детям художественных техник (способов). Это важная, долгожданная, широко востребованная инновация в педагогике искусства. Педагог обращен лицом к детям и свободно себя чувствует, когда поясняет и показывает на стекле те иные способы изображения, знакомит с «языком искусства».
Но есть и другие аспекты, связанные с расширением поля детского творчества. Главная идея моей арт-методики «Прозрачный мольберт — окно в дивный мир» связана с феноменом «окно». Стеклянный мольберт даже внешне напоминает окно, но суть этого феномена гораздо глубже. Для любого ребенка художественное творчество — это окно в мир. И у каждого ребенка этот мир уникален, потому что отражает мир внешний и мир внутренний (сокровенный). Поэтому творчество — это еще и окно для взрослых в таинственный мир детства. Идею «мольберта-окна» еще предстоит осмыслить. А пока назовем полюбившиеся детям художественные игры и эвристические ситуации с применением стеклянного мольберта:
- «Я нарисую твой портрет» (мама, папа, другой ребенок, игрушка размещаются за мольбертом, ребенок-художник создает портрет «с натуры», будто копируя отражение);
- «Синхронное рисование» (выбираются пары «ребенок-ребенок», ребенок-взрослый», вместе обсуждают замысел и вместе же создают изображение, находясь «лицом к лицу»).
- «Дуэт художников» (ситуация напоминает «Синхронное рисование», но отличие в том, что замысел не обсуждается заранее, «рождается» в совместном творческом процессе).
- «Зимние узоры» (дети создают образы заиндевевшего окна).
- «Выгляни в окошко» (воображаемые или реалистичные пейзажи).
- «Дизайн окна» (оформление окна: шторы, цветы, игрушки на подоконнике и др.).
- «Дивный мир» (фантазийные композиции).