Уважаемые воспитатели будущих Моцартов, Рихтеров, Гилельсов, Эйнштейнов и Ковалевских...! Моя самая заветная мечта — чтобы мы, взрослые, смогли доставить каждому без исключения ребенку радость от общения с прекрасным и получить удовольствие от совместных занятий музыкальным творчеством! Игра на любом инструменте способна кардинально изменить человека, от его внешнего вида до мировоззрения. И дело даже не в том, станет ребёнок профессиональным музыкантом или нет. Получив начальное музыкальное образование, он сможет разумно организовывать своё время и достигать поставленной цели. Согласитесь, эти качества нужны представителям любых специальностей, недаром многие известные западные фирмы и компании при приёме на работу отдают приоритет людям с музыкальным образованием. Я не буду приводить здесь массу аргументов в пользу занятий музыкой — их можно найти в моей книге «Его Величество Рояль. Размышления педагога» (СПБ: Союз художников, 2019, переизд. 2020), посвященной вопросам музыкального воспитания и образования, а также развитию творческих навыков.
Речь у нас сегодня пойдет не об обучении, а о раннем творческом воспитании и развитии дошкольника. Ведь если мы не выстроим будущую систему профессионального образования на прочном фундаменте, то в конечном итоге, созданный нами продукт будет напоминать хижину одного из поросят из сказки, рассыпавшуюся от одного дуновения. Выдающийся русский психолог, Павел Петрович Блонский, сравнивает восприятие музыки с пониманием речи. Как же добиться того, чтобы малыш научился понимать волшебный язык звуков так, будто это занимательная сказка, интригующая своим сюжетом? Как объяснить ребенку, что музыка может петь и танцевать, подражать голосам птиц и движениям животных, изображать дождик и порывы ветра, «рисовать» снежинки и восход солнца, метать громы и молнии? Мечты, надежды и стремления человека также находят выражение в музыкальных звуках. Именно музыка открывает детям и взрослым звуковые краски восхитительного мира, делая их души чище и добрее.
Музыкальные звуки подобны семенам, из которых «вырастает» любая мелодия, созданная талантом композитора. Не всегда его имя известно потомкам. Многие мелодии создавались народом, а композиторы их обрабатывали и использовали в своих произведениях. Нередко современные «сочинители» (так переводится с латинского языка слово «композитор») продолжают обращаться в своем творчестве к народной музыке. Иными словами, «композитор» составляет, соединяет и связывает звуки так, как это делает с цветами флорист в цветочном магазине.
Обратимся и мы с вами к «народной мудрости» наших предков (именно так переводится с английского слово «фольклор»). С помощью колыбельных песен, пестушек и потешек, прибауток, считалок, скороговорок и дразнилок наши мудрые пращуры учили и воспитывали своих ребятишек.
Прислушайтесь к знакомым колыбельным: их мелодическая формула крайне проста, но заканчивается она не на интонационной точке, а скорее на запятой. Мелодия движется будто бы по кругу: можно представить себе нянюшку, вращающую веретено. А волшебные, умиротворяющие и погружающие в сон звуки — это её прялка, наматывающая и скручивающая мелодии в магический клубок. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием люльки, в ней очень важен ровный пульс. Вот вам и первый урок ритмического воспитания. А для того, чтобы этот урок оказался наглядным, рекомендую познакомиться с книгой Н. Кутьиной «Ребенок XXI в. Воспитание культурой. Русская народная культура». (СПб: Союз художников, 2011), в которой использованы цветные иллюстрации картин русских художников, посвященные жизни, быту и традициям русского народа.
Попробуйте поиграть с малышом в «композитора» и придумать собственную колыбельную для куклы или мишки. Но для начала разберемся, как именно создаются знакомые ребенку напевы. Объясните крохе, что отдельные звуки — еще не мелодия. Мы же не можем простучать мотив знакомой песни, например «У кота-воркота» (У кота-воркота / Колыбелька хороша, / А у мишки моего/ И получше того) на барабане. Точнее, простучать-то мы можем, но тогда у нас получится не мелодия, а ее ритмический рисунок: ти-ти/та ти-ти/та ти-ти/ти-ти ти-ти/та. Греческое слово «мелодия» буквально означает петь песню. Предложите малышу спеть колыбельную, построенную на трех восходящих звуках, весело или грустно, быстро или медленно, громко или тихо. Спросите, какая из получившихся колыбельных больше соответствует образу мирно спящего, мягкого кота. Попробуйте изменить слова, используя традиционные «баю-бай». Можно видоизменить напев: если ранее это были звуки фа-соль-ля, то теперь возьмите фа-ми-ля.
Послушаем колыбельную замечательного русского композитора А. К. Лядова из цикла «Детские песни» Г. Ушпикова «Слушание музыки» (СПб, Союз художников, 2013. см. Фонохрестоматия). Ее мелодию, которую в детстве напевала будущему композитору няня, Анатолий Константинович запомнил с детства. Спросите ребенка, в каком настроении звучит песня? Конечно, она ласковая и нежная. Мелодия звучит светло. Но в музыке есть не только мелодия, но и фортепианное сопровождение, придающее музыке красочность — оно называется аккомпанемент. Еще раз внимательно прослушайтезапись колыбельной: мелодия в ней повторяется, а сопровождение меняется — поэтому звучание становится разнообразнее и интереснее.
Еще одна колыбельная А. К. Лядова. Она входит в цикл «Восемь русских народных песен для оркестра». На этот раз петь песню будет не голос, а оркестр. То есть песню нам предстоит слушать не вокальную, а инструментальную. Автор использует подлинную народную мелодию, у которой раньше были слова. Это не удивительно: осенью, зимой и весной Алексей Константинович работал в Петербургской консерватории, а лето он проводил на даче в усадьбе под названием Полыновка. Только представьте себе: профессор консерватории косил траву и рубил дрова, как простой крестьянин, любил ходить по окрестностям новгородской деревни и записывать народные песни. И дело, конечно, не в том, что А.К. Лядов решил добавить к народной мелодии оркестровый аккомпанемент. Прибегая к помощи инструментов оркестра (поэтому музыка и называется инструментальной), используя сочность и выразительность их красок, можно выразить то, что нельзя сказать словами. Мы не знаем, о чем говорит эта музыка, но уж очень жалобно она звучит, словно накрывая слушателей волшебной пеленой тумана. И так тоскливо от этих звуков становится на душе. Недаром другой великий русский композитор Петр Ильич Чайковский назвал мелодию «душой музыки» («О детстве и жизненном пути великих русских композиторов», см. проект Гении земли русской в 4х чч. /автор проекта Веселова А./ СПб.: Союз художников, 2015).
А теперь удивительная колыбельная из цикла «Детская» Модеста Петровича Мусоргского. Это даже не песня, а скорее – вокальная сценка, в которой девочка убаюкивает куклу Тяпу. Тихие, мягкие интонации подсказывают, что звучит колыбельная. Но кукла не слушается. Тогда девочка, подражая нянюшке, начинает пугать свою воспитанницу Букой. Мотив колыбельной прерывается сердитым окриком: «Тяпа, спать надо». Возможно, непослушная Тяпа получает при этом шлепок. Но это не помогает: кукла не засыпает. Девочка начинает рассказывать о том, что можно увидеть во сне: остров чудный, груши наливные, золотых птичек, поющих днем и ночью. Музыка льется при этом мягко и плавно — колыбельная продолжается. Спросите у ребенка, укачала ли в результате девочка свою куклу? Как рассказывает об этом музыка? Тише или громче она звучит? Нарисуйте, что увидела Тяпа во сне. Наведите малыша на мысль, что в этом произведении звуки скорее говорят, чем поют.
А не задумывались вы о том, для чего наши предки использовали потешки — так называются веселые, забавные песенки, сопровождающие игру с детскими пальчиками, ручками и ножками? Кто из нас не знает «Ладушки» или «Сороку»? А ларчик открывается очень просто: в крохотных кончиках пальчиков малыша расположены нервные окончания, в частности отвечающие за речь. Ребенок неважно говорит? Не торопитесь бежать к логопеду (если, конечно, речь не идет о серьезных отклонениях). Предлагаем вашему вниманию несколько очень нужных пособий «Музыкальная гимнастика для пальчиков» составитель Ковалевская М. (СПб.: Союз художников, 2014); Овчинникова Т. «Вокально-коррекционный коллаж» (СПб.: Союз художников, 2012); Овчинникова Т. «Пять шагов на пути к правильной речи», (СПб.: Союз художников, 2012); Овчинникова Т. «Музыка для здоровья», (СПб.: Союз художников, переизд. с 2002).
Заинтересованы в многоцелевых изданиях? Хотите, чтобы дети не только правильно говорили, но и пели, раскрашивали, учились не только слушать, но и слышать то, что происходит в музыке? Хочу предложить воспитателям и родителям лишь несколько из многих полезных книг: Абдурахманова Н., Регинская Н. Звуки и краски. Пособие по слушанию музыки (СПб.: Союз художников, 2017; Державина Е. «Музыкальные истории», (СПб.: Союз художников, 2015), Казановский Е., Веселова А. «Про ребят и про зверят» (кроме всего вышеперечисленного, с помощью этого сборника вы сможете разыграть даже мини-мюзикл!).
Вернемся к народной мудрости: когда-то человек знал очень мало и думал, что природой управляют невидимые могущественные существа. Будто бы они приказывают светить солнцу или лить дождю. Поэтому народ создавал простейшие песни-заклички, вроде «Божья коровка, улети на небо» или «Дождик-дождик, перестань». Обратимся к профессиональной музыке: песенка-закличка А.К. Лядова «Окликание дождя». В ней ребятишки обращаются не только к дождику, но и к радуге. В первой части пьесы слышен бойкий и радостный дождик, во второй — музыка певучая, красивая и торжественная. Она раскинулась широко — мелодия из среднего регистра спускается в нижний. Вы заметили, что переливчатое сопровождение фортепиано на словах «Радуга ты дуга» похоже на звучание гуслей? Это создает ощущение сверкания капелек дождя на солнце. В конце пьесы радуга опять блестит, завораживая слушателей своим волшебством.
Детям очень нравится сопровождать пение и слушание музыки игровыми действиями. Целесообразность дугообразных движений подтверждена медиками. Поэтому, когда ребенок ручками «рисует» воображаемую радугу, он приобретает не только слуховой и двигательный опыт, развивает воображение и пространственное мышление, но и активно оздоровляется.
Итак, малыша привлекают музыкальные звуки, он способен распознавать, что изображено в произведении, охотно поет и ритмично двигается под музыку? Тогда вы, воспитатели и музыкальные руководители детского сада , сделали первый шаг на пути в светлое завтра ребенка. Добро пожаловать в группы музыкального развития! О том, как этим занимаются профессионалы, читайте в изданиях Игнатова И. «Раннее развитие детей 3-4 лет на музыкальной основе» (СПб.: Союз художников, 2008); Яневич С. «Давай поиграем! Как подготовить ребенка к обучению в музыкальной школе» (СПб.: Союз художников, 2007).
Уважаемые воспитатели! Хочется надеяться, что Музыка станет для ваших детей не просто развлечением, а большой радостью и частью интересной, духовно наполненной жизни. Верю, что в недалеком будущем они станут настоящими меломанами, т. е. страстными поклонниками искусства муз. Именно так переводится слово «музыка» с древнегреческого. Волшебное искусство вечно юных богинь доставляло древнему человеку наслаждение. Так было, есть и будет! Наши современники-ученые сумели объяснить многие целительные и чудодейственные свойства музыки, приносящей людям удовольствие, облегчающей печали и делающей мир лучше, справедливее и добрее! Желаю всем крепкого здоровья и дальнейших приятных и глубоких музыкальных впечатлений!
Ольга Альбертовна Черлова,
главный специалист по учебно-методической работе Санкт-Петербургского издательства
«Союз Художников», пианистка, преподаватель-методист высшей категории Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова, лауреат международных конкурсов, лауреат премий Правительства Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» и Международного фонда развития образования в сфере культуры и искусств «Орфей», председатель попечительского совета «СПб фонда развития культуры и искусства», автор статей, книг и сборников по музыкальному воспитанию и образованию, ведущая курсов повышения квалификации в России и странах ближнего зарубежья.