Содержание
Почему игра на ложках нужна современному дошкольнику?
Игра «Дирижёр и оркестр»
Игра «Угадай, кого зову»
Игра «Эхо»
Игра «Осенний паровозик»
На концертной эстраде ложки впервые прозвучали в XIX в.. Ввел их Николай Привалов - известнейший музыкант и исследователь народных инструментов, а затем и Василий Андреев — руководитель первого в истории оркестра русских народных инструментов добавил ложки в состав Великорусского оркестра, которым руководил.
Эксперты считают, что искусство игры на ложках становится все популярнее, традиция продолжает жить и развиваться. Повсеместно возникают ансамбли ложкарей, участники которых демонстрируют навыки игры на инструменте. Ложки используются и в качестве солирующего инструмента, а профессиональные композиторы создают отдельный репертуар для ложкарей.
Почему игра на ложках нужна современному дошкольнику?
Ускоренный темп жизни, а также огромное количество жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкиваются дети является одним из главных отличий современного общества. Многообразие и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность, нестабильность в общении ребенка с миром.
Ритм – первооснова музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Оно вызывает у детей желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности, в том числе, игре на музыкальных инструментах. Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста.
Именно ансамблевая игра на детских музыкальных инструментах является прекрасным средством развития мышления, творческой инициативы, дисциплинирует произвольное слуховое внимание, помогает вслушиваться в музыку. Эта деятельность сплачивает детский коллектив, учит взаимодействовать с ним, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, учит слышать и анализировать собственное исполнение и исполнение других участников ансамбля. Помогает детям преодолеть неуверенность, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальные способности, такие как чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух, артистические способности. В процессе игры на музыкальных инструментах у детей формируются личностные качества. Именно поэтому в процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста оправдано включение ударных шумовых инструментов и прежде всего ложек.
Несмотря на огромное разнообразие различных практических и методических разработок по развитию чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах не всегда уделяется должное внимание. Поэтому мною были определены такие направления работы, как работа с воспитателями, работа с родителями и работа с детьми.
Работа с воспитателями состояла в проведении консультаций по теме, в проведении мастер-классов по обучению приемам игры на ложках.
Проведенные индивидуальные беседы и консультации помогли родителям активно включиться в участие в праздниках и концертах с участием ансамбля ложкарей.
В работе с ансамблем я использую технические средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор и для отработки техники игры на ложках, и в ритмической тренировке, и при знакомстве с музыкальным инструментом или репертуаром. Компьютер помогает и для самооценки, когда дети просматривают собственное исполнение, анализируют, делают выводы.
Для того, чтобы чувство ритма формировалось у большего числа воспитанников, на занятиях использую такие виды работы, как знакомство с основными ритмическими рисунками, знакомлю с элементарными музыкальными инструментами и приемами игры на них.
После того, как дети освоили основные приемы игры на ложках, объясняю, что ансамбль смотрится и звучит красиво только тогда, когда все дети играют «как один», одновременно и слаженно. Для этого надо обязательно слушать и видеть рядом сидящего. Постепенно, чтобы придать ансамблю «Русских ложкарей» колорит мы внесли в ансамбль другие народные инструменты. Сейчас в нашем ансамбле звучат: ложки, трещотки, свистульки.
Музицирование на детских музыкальных инструментах невозможно без использования музыкально-дидактических и ролевых игр:
Игра «Дирижёр и оркестр»
Один воспитанник становится дирижером, все остальные — оркестр. Дирижеру предоставляется возможность самостоятельно решить, как будет звучать музыкальное произведение.
Игра «Угадай, кого зову»
Педагог или воспитанник простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося вслух. Называть можно имена в полной и уменьшительной форме (Миша, Михаил, Мишенька).
Игра «Эхо»
Педагог или воспитанник изображает определенный ритм, всем остальным предлагается его в точности повторить.
Игра «Осенний паровозик»
Дети выбирают карточку и простукивают ритм, заданный на карточке.
Я считаю, что игра в детском ансамбле ложкарей обладает высокими показателями для развития чувства ритма у старших дошкольников. Это неоценимой помощью в формировании произвольного слухового внимания, речевых навыков и вокально-певческой культуры. Ансамблевая игра развивает умения взаимодействовать с коллективом, учит прислушиваться к музыке и анализировать собственное исполнение.
Обычные ложки помогают решать целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Они универсальны в применении, приемы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника. Ложки прочны и надежны, имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности и импровизации детей.
ФГОС дошкольного образования требует от современного педагога переосмысления и переоценки своей деятельности, поэтому я стараюсь создать условия для проявления способностей каждого ребенка, помочь раскрытию личного потенциала дошкольника. Ведь дошкольник - это увлечённый исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.
Исходя из собственного опыта работы с детским ансамблями ложкарей, я убедилась, что ложки можно применять в самых разных видах деятельности детей: как в образовательной, так и в игровой, самостоятельной, театрализованной, прикладной и музыкальной.
Практика работы с ансамблем ложкарей показала, что организация набора участников в такой ансамбль мало чем отличается от формирования любого другого музыкального коллектива и я предлагаю более простой и перспективный метод: принимать всех желающих детей. Что это даёт? Во-первых, такой метод набора избавляет руководителя от излишних хлопот, связанных с прослушиванием каждого ребёнка, а главное – дети не чувствуют себя закрепощёнными, как бывает при индивидуальном отборе.
музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 23 «Ромашка», г.Сухой Лог, с.Знаменское, Свердловская область