Содержание
Опыт 1. «Какие материалы притягивает магнит?»
Опыт 2. «Как ты думаешь, что будет, если…»
Опыт 3. «Как ты думаешь, что было до…»
Опыт 4. «Кто скорее достанет скрепки из воды, не намочив рук»
Опыт 5. «Найдите клад»
Помните, как в детстве вы трепетно подносили разные «железки» к черным камешкам, проверяя, а вдруг перед вами магнит? А как пытались «обмануть» стрелку компаса, вращаясь вокруг себя на месте? А как старались намагнитить отвертку, чтобы закрутить непослушные мелкие винтики в детали конструктора? И всегда удивлялись – вот ведь работает же это магнит!
Игры с магнитами и знакомство с их свойствами всегда вызывают неподдельный интерес у детей старшего дошкольного возраста.
Наглядно-дидактическое пособие «Опыты с магнитами для детей 4–9 лет» (ООО «НПЦ “ТИО”», учебно-методический набор «ЕНОТИК») отвечает актуальным запросам заинтересованных педагогов. Основная задача пособия – формировать представления детей о свойствах магнита; расширить знания об использовании свойств магнита человеком; развивать познавательную инициативу и самостоятельную исследовательскую деятельность в ходе совместной партнерской деятельности ребенка со взрослым.
В пособие входят:
- игровые карточки 210х150 мм – 12 шт.
- автодидактические карточки с вариантами ответов 70х70 мм – 24 шт.
Игровые карточки иллюстрируют опыты с магнитами. На автодидактических карточках даны варианты ответов к каждому опыту – правильный и неправильный. С обратной стороны карточки с правильным ответом изображен радостный енот, держащий магнит, с обратной стороны карточки с неправильным ответом – недоумевающий енот, разводящий лапы в стороны.
Задание выполнено правильно. | Задание выполнено неправильно. |
Для проведения опытов вам понадобятся плоские двухполюсные магниты и предметы, изображенные на карточках: металлические скрепки, ластик, лист бумаги, деревянный брусок, гайка и т.д. – по количеству участников.
|
Плоские магниты. |
Опыт 1. «Какие материалы притягивает магнит?»
Одновременно в проведении опыта могут участвовать до 20 детей. Для этого понадобятся: объекты, обладающие магнитными свойствами и не имеющие их; реальные предметы, магнит; игровой волчок со стрелкой; лоток. Участники встают вокруг стола, в центре которого располагается волчок. Вокруг него размещаются предметы: сосновая шишка, пуговица, скрепка и т.д. Участникам игры дается задание: «По очереди вращайте волчок. Когда стрелка остановится напротив какого-либо предмета, подумайте: сможет ли он примагнититься к магниту?» Предложите детям для проверки выдвинутых предположений подносить к предметам по очереди магнит. Пусть на практике удостоверятся, какой из этих материалов притянется к магниту.
Сделайте вывод: магнит притягивает к себе металлические предметы.
Опыт 2. «Как ты думаешь, что будет, если…»
Для игры понадобятся большие карты с вариантами заданий и маленькие карточки с вариантами ответов. Участникам опытно-экспериментальной деятельности предлагается рассмотреть последовательность картинок на карточке и ответить на вопросы: что произойдет с магнитом и тем предметом, который изображен на карточке, если их приблизить друг к другу. Дети, используя магниты и реальные объекты, подтверждают или опровергают свои предположения в выборе подходящей карточки с изображением возможного варианта ответа.
|
|
Что будет, если... | Проверка гипотезы. |
За каждое правильно выполненное задание победитель (команда игроков) получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет к концу игры большее количество фишек.
Опыт 3. «Как ты думаешь, что было до…»
Для опыта понадобятся маленькие карточки с правильными ответами и большие карты с последовательностью выполняемых действий. В опыте могут принимать участие одновременно до 20 детей.
Карточка-задание к игре «Как ты думаешь, что было до…» |
Выбор правильных ответов и их обоснование. |
Участники получают маленькие карточки-ответы, и им дается задание рассмотреть результат опыта с магнитами и выбирать подходящую карточку, на которой изображено то, что предшествовало указанному результату».
Взрослый проверяет правильность выполнения детьми задания, просит участников обосновать ход своего решения. За правильный ответ игроки получают фишку. Игра повторяется до трех раз со сменой игровых карточек. По итогам всех этапов определяются победители.
Опыт 4. «Кто скорее достанет скрепки из воды, не намочив рук»
Для опыта понадобится емкость с водой, 10 скрепок и плоский магнит. Если в экспериментальной деятельности принимает участие один ребенок, то взрослый предлагает ему подумать и догадаться, как, не замочив рук (или каких-нибудь других предметов), вытащить скрепки из воды? Обычно дети догадываются, что это можно сделать магнитом, используя его свойство действовать на металлические предметы на расстоянии. В случае затруднения взрослый демонстрирует ребенку последовательность действий и предлагает ребенку самостоятельно выполнить задание.
Если в опыте одновременно принимает участие несколько детей, то по сигналу взрослого игроки пытаются вытащить скрепки из своих емкостей. Выигрывает тот участник, кому удастся сделать это первому.
Опыт 5. «Найдите клад»
Клад |
Для опыта понадобится сухой песок (его можно заменить солью) и «клад»: несколько металлических предметов, выступающих в качестве сокровищ. В качестве клада могут выступать старые ключи, монеты или ненужные мамины украшения. Предложите ребенку найти при помощи Неодимового магнита пиратский клад, зарытый в песок.
Можно организовать соревнования сразу среди нескольких участников, предложив каждому для поиска спрятанных предметов ограниченный временной интервал, например 30 секунд.
Не сомневаюсь, что вашим детям будет ОЧЕНЬ интересно!
Глушкова Галина ,
кандидат педагогических наук,
ст. воспитатель ГБОУ Школа № 1598, г. Москва .